Экс-зампред российского правительства, а ныне председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович выступил против резкого введения таможенных пошлин для металлургов. Бывший чиновник считает, что действия властей должны быть предсказуемыми и понятными для бизнес-сообщества, что позволит России планомерно развиваться, что важно в сложной экономической ситуации.
В интервью URA.RU Аркадий Дворкович, который считается ближайшим соратником экс-премьера РФ Дмитрия Медведева, оценил меры по вакцинации от коронавируса, отставку ректора Высшей школы экономики и дал прогноз о завершении экономического кризиса. Подробности — в интервью URA.RU.
— Аркадий Владимирович, с кем успели встретиться на «Иннопроме», что обсуждали? Касается ли это Екатеринбурга?
— Мы «Сколково» от Екатеринбурга, как и от всей страны, не отделяем. Многие наши резиденты работают здесь. Сегодня их уже около сотни, и идет довольно быстрый прирост.
В рамках форума встречи были, прежде всего, с зарубежными партнерами, поскольку другого шанса увидеться с ними сегодня, кроме как на таких форумах, нет. Были переговоры с германской и итальянской торговыми палатами, с крупными итальянскими компаниями, которые сюда приехали — Ansaldi и Pirelli. Были встречи с руководителями министерств промышленности других стран. Конечно, были контакты с крупными компаниями, которые прежде всего работают в Уральском регионе — ТМК, УГМК, структурами Ростеха. Результатом доволен, потому что речь идет о конкретных проектах, в том числе связанных с Уралом.
— На «Иннопроме» большое внимание уделяется разработкам, которые посвящены борьбе с коронавирусом. На какие-то стенды вы обратили внимание?
— Я не могу сказать, что форум что—то добавил в моем восприятии этой темы. Мы в постоянном режиме отслеживаем любые новые разработки, нам не нужно для этого ездить на выставки. Мы следим за несколькими сферами, в том числе, медицины, лекарственных средств. Первое лекарство, облегчающее течение коронавируса, которое было зарегистрировано в России, было сделано сколковской компанией. Это была «дочка» компании ХимРар. Первые бытовые ПЦР-тесты были сделаны сколковскими компаниями. Они зарегистрированы уже и работают. Диагностика с использованием технологий искусственного интеллекта по КТ—снимкам, рентгеновским снимкам и другим технологиям тоже разработаны в «Сколково». Эти технологии востребованы в наших клиниках и уже используются. Мы продолжим плотно работать по этой теме.
— После ваших слов вытекает закономерный вопрос: почему никто не знает, что эти компании являются резидентами «Сколково»? Вас это устраивает или есть планы по объяснению важности структуры?
— Рассказывайте о нас больше — будут знать. На самом деле, нужно просто вести системную работу в этом направлении. Я думаю, мы способны изменить ситуацию, по сравнению с тем, что было еще год назад. Мы начали этому уделять гораздо больше внимания последнее время. Почему? Потому что у нас появились истории успеха. Раньше их может не было так много и кому—то казалось, что «Сколково» разрабатывает что-то непонятное, идет постоянная стройка.
Если посмотреть на последние два года, у нас появились десятки историй успеха, которыми мы гордимся, которые абсолютно не стыдно освещать, которые можно показывать людям. Про сферу медицины мы сейчас поговорили, есть много других успешных направлений, например, сфера онлайн образования. Предваряя возможный вопрос, оно не должно полностью заменить традиционное образование, но в период пандемии стало отличным к нему дополнением. Все основные компании этой сферы являются сколковскими резидентами: Skillbox, «Нетология», Учи.ру, Дневник.ру, Математика, которая интегрирована в «Московскую электронную школу» и используется во многих регионах России. Мы ими гордимся.
Вообще, есть много невидимых инновационных решений, разработанных в «Сколково», применяемых на промышленных предприятиях, в производственных процессах. Такие технологии не являются конечным продуктом и, соответственно, не столь заметны и очевидны широкой общественности. Но, согласитесь, от этого они не становятся менее значимыми.
— Вы не только председатель фонда «Сколково», но еще являетесь президентом FIDE (Международная шахматная федерация). Есть ли понимание по будущему шахматной Олимпиады в ХМАО?
— Мы постепенно возвращаемся в привычный цикл, в частности, через несколько дней начнутся Кубки Мира в Сочи (открытый и женский). Это важнейшее событие. В конце года состоится матч на первенство мира в Дубае между действующим чемпионом мира по шахматам Магнусом Карлсеном и российским шахматистом Яном Непомнящим, который здесь, в Екатеринбурге, завоевал право побороться за шахматную корону.
Да, в следующем году мы планируем шахматную Олимпиаду в двух городах — Ханты—Мансийске и Москве. В Ханты—Мансийске пройдёт соревнование среди команд шахматистов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и конгресс FIDE, в Москве — основная часть Олимпиады, традиционные соревнования. Турнир среди спортсменов с ОВЗ будет проходить первый раз в истории. Ханты-Мансийск станет первым, кто примет такое замечательное событие. Мы уверены, что все пройдет на высоком уровне, у нас есть поддержка и федерального правительства, и московского правительства и правительства ХМАО, а также лично Натальи Комаровой. Я думаю, что к этому времени уже все вакцинируются, так что таких рисков, как сейчас, уже не будет.
— Может ли вакцинация стать обязательной для соревнований?
— Мы не будем делать вакцинацию требованием, но, конечно, всем рекомендуем ее провести.
— Обязательная вакцинация. Как Вы к ней относитесь?
— Я считаю, что для определенных категорий граждан, в отдельных профессиях — это почти неизбежно. И неважно, как я или вы к этому относимся, это просто жизненная необходимость. Все разговоры про опасности и риски, если под этим нет серьезной доказательной базы, — просто пересуды. Конечно, риск есть всегда, во всем. Вопрос, что лучше — преодолеть реку, где водятся крокодилы и пираньи, по мосту, который с крайне низкой вероятностью может обрушиться, или все-таки рискнуть и попробовать переплыть? Для меня ответ очевиден: лучше использовать мост.
— Вы сами вакцинировались?
— Я переболел, у меня большое количество антител и врачи до последнего времени не рекомендовали вакцинироваться именно из—за наличия антител. Но на прошлой неделе сказали: «уже пора, можно». В ближайшие дни это сделаю обязательно.
— Вы уже выбрали вакцину?
— Я до сих пор выбираю, поскольку есть антитела. Склоняюсь или к «Спутник лайт», который прогнозируется к появлению в ближайшее время, либо к «КовиВак», которая тоже является абсолютно надежной, эффективной и безопасной.
— Последствия коронавируса для отечественной промышленности были сложными. Из-за короновируса начался затяжной экономический кризис. Есть ли у Вас прогноз, когда будет пик, когда он закончится?
— Считаю, что уже идет восстановление. Но нельзя сказать, что кризис мы уже преодолели. Думаю, что те программы, которые государство объявило по инфраструктурным проектам, по цифровизации и по поддержке малого и среднего бизнеса, дадут результат, и в течении нескольких месяцев экономика уже восстановится до уровня, предшествовавшего пандемии. Это не вопрос нескольких лет, это вопрос все-таки месяцев. Главное, чтобы возник психологически позитивный тренд. Кризис во многом лежит в плоскости восприятия. Поэтому главное — чтобы люди поверили, что мы начинаем выходить на позитивный тренд.
— При этом правительство планирует ввести вывозную таможенную пошлину на металлургическую продукцию. Свердловская область, как вы знаете, один из главных регионов, где доминирует промышленность, и где большая часть жителей работает в структурах ТМК, РМК, РУСАЛа и ЕВРАЗа. Как введение этой пошлины скажется на самих компаниях и на сотрудниках?
— Очевидно, что любые повышения налогов или пошлин — это минус для компаний. Я в принципе считаю, что в этой сфере важна предсказуемость. Лучше, конечно, чтобы таких спонтанных решений не было. Я не берусь судить конкретно это решение, поскольку я не работаю уже в правительстве и, может быть, не знаю всех деталей. Но в таких ситуациях важна долгосрочная предсказуемость и лучше бы такие решения принимались заблаговременно, чтобы компании знали, чего ждать и заранее планировали свою деятельность, исходя из возможных рисков.
Уверен, когда есть риски повышения цен, которые случились за последние несколько месяцев, можно заблаговременно находить иные, более комфортные для всех решения. И для бюджета, и для компаний.
Но повторяю, сейчас не берусь судить, насколько решение было верным, сбалансированным, но, очевидно, что у компаний будут определенные потери, связанные с ним, в том числе, к сожалению, и на международных рынках.
— Вопрос по другой теме. В Высшей школе экономики (ВШЭ) сменился ректор. Свидетельствует ли это о сворачивании либеральных тенденций в российском высшем образовании?
— Я думаю, что это не связано со штампами «либеральное — не либеральное». Ярослав Кузьминов в образовательном, научном сообществе является одним из самых уважаемых людей, и это не изменится с его уходом с поста ректора. Он имеет абсолютный авторитет в этом сообществе и в качестве научного руководителя. Я думаю, что он продолжит оставаться таким же авторитетом. Никита Анисимов — очень энергичный и продвинутый ректор, который смог поднять до высокого уровня Дальневосточный Федеральный Университет. Мы с ним давно знакомы и сотрудничаем. Я думаю, что отношение к команде Высшей школе экономики с его стороны будет бережным, никаких потрясений не стоит ожидать.
— Были слухи, что вы можете возглавить…
— Ну это были беспочвенные слухи. Этого просто не могло быть хотя бы потому, что у меня нет ученой степени. Так что это досужие домыслы и разговоры. Но при этом мы большие друзья Высшей школы экономики и очень надеемся, что в «Сколково», в сотрудничестве с ВШЭ, вскоре появится Высшие художественно-технические мастерские для подготовки специалистов в сфере креативных индустрий.
— Дмитрий Медведев в этом году не попал в список «Единой России» и не поведет партию в Госдуму. Как Вы к этому относитесь?
— Во—первых, он остается председателем партии, поэтому в любом случае поведет партию на выборы. Во-вторых, что касается списка — это вопрос политических технологий. При этом Дмитрий Анатольевич будет продолжать руководить партией как председатель.
— На последней пресс-конференции Владимира Путина поднималась тема о его преемнике. Глава государства не дал четкого ответа по этой теме. По Вашему мнению, есть ли такой человек при данной структуре власти?
— Я считаю, что это преждевременный разговор.
Автор: Павел Маркуш