Губернаторы больше не участвуют в обсуждении ситуации с коронавирусом в России. На заседании федерального оперативного штаба по борьбе с инфекцией под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой, главы регионов лишь в конце задают вопросы, рассказали URA.RU источники в руководстве сразу нескольких субъектов РФ. Именно на этом уровне губернаторы теперь получают рекомендации по введению QR-кодов, ужесточению запретов и вакцинации.
Для борьбы с пандемией в России создано три уровня принятия решений. В январе прошлого года сформирован оперативный штаб, которым руководит вице-премьер Татьяна Голикова. В марте 2020-го премьер Михаил Мишустин создал и возглавил координационный совет при правительстве РФ. В то же время президент Владимир Путин сформировал рабочую группу Госсовета под руководством мэра Москвы Сергея Собянина. Все три структуры собираются по мере необходимости. Так, пресс-служба кабмина сообщала о прошедших 30 заседаниях оперштаба за все время и почти 50 заседаниях корсовета, Собянин провел 14 заседаний рабочей группы.
Составы всех трех «центров» не сильно отличаются: члены правительства РФ (вице-премьер Татьяна Голикова, глава Минздрава Михаил Мурашко, глава Минпромторга Денис Мантуров и другие) и руководитель Роспотребнадзора (РПН) Анна Попова включены везде. В корсовет также входят глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин, глава ФСБ Александр Бортников, руководитель Росрезерва Дмитрий Гогин, директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. В рабочую группу Госсовета дополнительно включены помощник главы государства, секретарь Госсовета Игорь Левитин и начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин.
Собянин, кроме рабочей группы, входит и в корсовет, и в оперштаб. Участие остальных глав регионов в заседаниях всех трех органов носит рекомендательный характер.
На рабочей группе Госсовета, которую Собянин проводил в онлайн-режиме, судя по сообщениям пресс-службы столичной мэрии, обсуждались «темпы и прогноз распространения коронавирусной инфекции», «управление коечным фондом», «лекарственное обеспечение», «проведение вакцинации». По словам источника, знакомого со спецификой работы всех трех органов, при Собянине решения были централизованными — регионам давались «готовые рецепты». «В первую волну это было оправдано — никто не знал, как бороться с коронавирусом, все новации апробировались в Москве, поэтому логично, что ориентировались на нее», — отметил собеседник агентства.
По словам источника URA.RU, близкого к правительству РФ, с приходом третьей волны коронавируса центром принятия решений стали координационный совет (вопросы поставки лекарств и вакцины, финансовые вопросы) и оперштаб правительства (мониторинг ситуации, принятие решений об открытии/закрытии границ, авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок). Рабочая группа под руководством Собянина не собиралась уже четыре месяца.
«После выхода в августе прошлого года указа президента о том, что губернаторы самостоятельно принимают решения, ориентируясь на ситуацию с COVID в регионе, Мишустин замкнул все стратегические решения на себе. Считается, что у губернаторов появился опыт борьбы с ковидом, они сами знают, что делать. А на уровне правительства принимаются решения, зависящие от федеральных властей — вроде поставок вакцины», — отметил инсайдер.
Сейчас, как сообщил URA.RU пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, нет необходимости собирать рабочую группу Госсовета. «Она [рабочая группа] существует. При необходимости будет собираться», — заявил Песков.
В третью волну коронавируса рекомендации регионам дает Голикова. Например, на последнем оперштабе она рекомендовала пойти по пути Москвы — вводить такие же ограничения. Даже формат заседания оперштаба повторяет мероприятия рабочей группы Госсовета: они начинаются с докладов главы Минздрава Михаила Мурашко, министра промышленности Дениса Мантурова и руководителя РПН Анны Поповой, рассказал источник URA.RU, знакомый с ситуацией. В конце слово получают губернаторы. «Вопросы задают не все, и редко. Чаще всего губернаторы говорят о проблемах развертывания коечного фонда, перебоях с лекарствами и вакциной», — отметил собеседник.
По словам источника URA.RU в правительстве одного из регионов, в заседаниях федерального оперштаба участвует губернатор, в это время в его кабинете сидят профильный заместитель и руководитель теруправления Роспотребнадзора. Собеседник в другом регионе уверяет, что жестких установок на этот счет нет: если глава региона занят, он может пропустить заседание, заместитель и глава местного РПН подменят его и доложат о результатах.
В оперштабе Прикамья URA.RU сообщили, что с профильными федеральными органами взаимодействуют члены регионального оперштаба, в том числе зампред краевого правительства и зампред штаба Сергей Никифоров. «Совещания проходят в рабочем режиме. Оперштаб принимает свои решения, как и другие регионы, на основе методик федеральных органов власти, рекомендаций профильных ведомств, а также исходя из текущей санитарно-эпидемиологической ситуации», — рассказал URA.RU инсайдер в Прикамье.
По мнению директора коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского, оперштаб кабмина РФ стал координировать действия губернаторов, так как система здравоохранения в России централизована (финансируется за счет федерального фонда медстраха). «Само название „штаб“ более четкое и подходящее в том числе для таких кризисных ситуаций, как пандемия, чем „рабочая группа“, предполагающее более свободный формат. Поэтому все, что касается борьбы с эпидемией, находится под управлением федеральных органов госвласти. Избыточной, скорее, была рабочая группа Госсовета, чем оперштаб», — заметил Еловский.
Впрочем, эксперт считает, что это не мешает губернаторам «одновременно смотреть и на рекомендации правительства, и на действия Собянина в Москве». «Если есть жесткие нормативные документы правительства, они исполняются беспрекословно. Но если от правительства нет сигнала или приходят только рекомендации, губернаторы смотрят на Москву — не столько из-за политического влияния Собянина, сколько потому, что Москва является эталоном для всех остальных городов», — пояснил политолог.
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков уверен, что Собянину хотелось бы «возродить рабочую группу». «Для него коронавирус — важная часть его персональный власти, так как поднимает его из среды простых губернаторов на уровень чрезвычайного уполномоченного. [Чтобы возродить рабочую группу] ситуация с коронавирусом в России должна вновь серьезно ухудшится. Сейчас все предпосылки для этого есть: в любой момент может появиться какой-то новый штамм вируса, и все начнется сначала», — сказал Гращенков.
В существовании дублирующих структур эксперт видит негласное противостояние премьера и столичного мэра. «Собянин с точки зрения иерархии внутри системы чувствует себя выше Мишустина: он более опытный политик, более богатый, с премьерскими и даже президентскими амбициями. Зато Мишустин занимает должность выше его по рангу. Мишустин хочет участвовать в принятии решений, а не просто быть человеком, у которого ключ от тумбочки с деньгами. Пока всю ситуацию контролирует лично президент Путин, поэтому конкуренция скорее похоже на толкании локтями, чем на серьезную войну внутри системы», — считает политолог.
С такой версией не согласен независимый политолог Александр Асафов. По его мнению, принятие радикальных антиковидных решений Собяниным объясняется не его самостоятельностью, а тем, что Москва является крупнейшим транспортным хабом и первой столкнулась с новыми штаммами вируса. «За этим нет борьбы элит, кланов. Это связано с эпидемической обстановкой в конкретном регионе», — убежден Асафов.
URA.RU направило запросы в правительство РФ и в мэрию Москвы. На момент публикации материала оперативные ответы не получены.
Автор: Екатерина Лазарева